5 класс

2023 - 2024 учебный год

Тест по теме "Земля- планета Солнечной системы" для 5 классов

https://onlinetestpad.com/hnxiq7zige2pk

**********************************************************************

Готовимся к итоговой проверочной работе за 5 класс

Для выполнения работы обязательно использование карт атласа!!!

Задание 1. Выполняется с использованием приведенной карты мира.

1.1. Внимательно рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Запишите названия материков в соответствующее поле.

Название материка А - 

Название материка Б

1.2. С каким из этих двух материков связаны открытия, совершенные путешественниками и исследователями, изображёнными на рисунках? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот материк на карте.


Ответ:  материк _________

1.3. Запишите в соответствующее поле  названия океанов, которые омывают берега материка, названного вами.

Ответ:   Материк омывается: на востоке ________________________, на западе, ______________________, на севере ____________________, на юге ________________________.

Задание 2.  Внимательно рассмотрите план местности и выполните задания к нему.


2.1.    На каком берегу реки Копытовки находится метеостанция? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

2.2.   В каком направлении от метеостанции расположен геодезический знак?

2.3.   А) Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть сооружён на территории, по которой проходит маршрут А–В? Укажите в ответе цифру, которой обозначен этот объект.

1 — баскетбольная площадка

   

2 — хоккейная коробка

    

3 — лыжный трамплин                          

Б) Укажите особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, которая определила Ваш выбор? 

Запишите в ответе цифру правильного варианта.

1) близость к реке

2) ровная поверхность

3) достаточный уклон

4) отдалённость от населённого пункта

Задание 3.  

3.1. Прочитайте текст. Выделите  два доказательства шарообразности Земли, указанные в тексте.

"Мы сидели на галечном пляже, слушали шелест морских волн и наблюдали за Солнцем, постепенно скрывающимся за горизонтом. Последние лучи Солнца еще освещали плоские вершины прибрежных гор. Сумерки наступали очень быстро. Мы не успели заметить, как на небосклоне Солнце сменил стареющий месяц. Убывающая Луна холодным светом освещала поверхность моря. В порту раздавались гудки уходящих кораблей. Их караваны медленно и постепенно скрывались в дали, а их огни становились все меньше и меньше. И у линии горизонта, за которую скрылось Солнце, последний корабль был похож на маленького светлячка".

3.2. В Ярославле подходит к концу астрономическая весна.  Начало какого времени года ожидают жители:

А -  Пекина (столица Китая)

Б - Сиднея (самый крупный горд Австралии)

В - Оттавы (столица Канады)

3.3. Используя схемы и рисунки на с. 3 в атласе установите соответствие между параллелью и датой, когда Солнце стоит в зените над ней.

А - 22 декабря                                 1- Северный тропик (тропик Рака)

Б - 22 июня                                       2 - Южный тропик (тропик Козерога)

В - 23 сентября                                3 - Экватор

3.4. На каких из перечисленных островов 22 июня можно наблюдать полярный день?

А - Новая Гвинея

Б - Сахалин

В - Новая Земля

Г - Огненная Земля

Д - Шпицберген

Задание 4.  

4.1. Разница во времени между городами Оренбургом и Калининградом составляет −3 часа.  На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Оренбурге 4 часа дня. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

Занесите ответы в поля для ввода, отделяя часы от минут двоеточием.  Пример: 8:00.


     ________________________                           __________________________                                               

4.2. Анна живёт в Оренбурге.  Урок по какому предмету у Анны в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
№ урока
Время
Предмет
1 смена
1
8:30–9:15
Русский язык
2
9:25–10:10
География
3
10:30–11:15
Математика
4
11:35–12:20
Физкультура
5
12:30–13:15
Иностр. язык
6
13:30–14:10

2 смена
1
13:30–14:10
Русский язык
2
14:30–15:15
Биология
3
15:25–16:10
Математика
4
16:20–17:05
Литература
5
17:15–18:00
История


4.3.  Чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли?

 В ответе укажите только цифру верного варианта.

1) погодными условиями

2) движением Земли вокруг Солнца

3) осевым вращением Земли

4) сменой времён года

Задание 5.  

5.1.   Установите соответствие между природными зонами и их географическими особенностями.

 Природные зоны:                                                  

А) саванны и редколесья                 

Б) пустыни

 Географические особенности:

1) жаркая сухая зима и жаркое дождливое лето

2) преимущественно травянистая растительность

3) распространение форм рельефа, созданных ветром

4) местообитание крупных хищников: львов, гепардов, гиен

5) оазисы в местах близкого залегания подземных вод и вдоль рек

6) занимают территории в пределах тропического пояса Северного и Южного полушарий

 Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами, которыми обозначены природные зоны.

А
Б


5.2. В какой из указанных природных зон (саванны и редколесья, пустыни) могли быть сделаны представленные фотографии. Запишите название природной зоны.


Ответ: ___________________________________________

Проверь себя!

Ответы к демоверсии итоговой проверочной работы

Задание 1. 

1.1. Материк А -  Южная Америка, материк Б - Евразия

1.2.  Б

1.3.  Материк омывается: на востоке - Тихим океаном, на западе-  Атлантическим океаном, на севере Северным Ледовитым океаном, на юге Индийским океаном.

Задание 2.

2.1. На правом берегу

2.2.  В западном направлении (на западе)

2.3.  А) - 3, Б) - 3.

Задание 3.

3.1. 

1) ...наблюдали за Солнцем, постепенно скрывающимся за горизонтом;

2) ... караваны ....... постепенно скрывались в дали, а их огни становились все меньше и меньше.

3.2. 

А -  лето

Б - зима

В - лето

3.3. 

А - 2                                 

Б - 1                                     

В - 3         

3.4.  В Д                     

Задание 4.  

4.1. Оренбург 16:00, Калининград 13:00

4.2.  Математика

4.3.  3

Задание 5.

5.1.  

А
Б
124
356

5.2.  Саванна


************************************************************

Поект по теме "Развитие географических знаний о Земле"

План подготовки проекта 

Задание: Используя различные источники информации, подобрать и проанализировать информацию об одном из великих путешественников и исследователей. Составить презентацию используя предложенный ниже алгоритм (ход работы). Подготовить план выступления и презентовать свой проект на уроке перед классом.

Как подготовить сообщение по географии 

В древнем Риме жил знаменитый учитель красноречия - Марк Фабий Квинтилиан. Его труд "Наставление оратору" - самый полный учебник ораторского мастерства, дошедший до нас со времен античности. Для отыскания сведений о событии и объекте он рекомендовал задавать семь ключевых вопросов: Кто? Когда? Что? Зачем? Где? Чем? Как? 

 При подготовке выступления придерживайтесь метода ключевых вопросов Квинтилиана и готовьте выступление так, чтобы оно содержало семь развернутых предложений – ответов на предложенные вопросы. Тогда выступления получаются короткими, четкими, интересными, будет содержать главные факты. А Вы учитесь отделять "зерна от плевел" - то есть перерабатывать информацию, отметать ненужное и находить важное. 

ПАМЯТКА
для учащихся при подготовке выступлений по географии

1. Назови тему выступления.
2. Дай ответ на семь ключевых вопросов:
Кто? Когда? Что? Зачем? Где? Чем? Как? 
Можно ограничиться семью развернутыми предложениями.
Лучше не читать, а рассказывать!
3. Если речь идет о географическом объекте (стране, реке, горе и т.п.), обязательно покажи его на карте.
4. Назови, откуда взял информацию (из Интернета или книги, энциклопедии)
5. Что тебе понравилось, удивило, заинтересовало или вызвало затруднение при подготовке выступления? Что бы ты порекомендовал другим ребятам при подготовке выступления и презентации?

За помощью, подсказками всегда обращайтесь!!!

1. График подготовки презентаций и выступления на уроке

(в таблице даны даты на неделе, когда урок в вашем классе - смотрите по расписанию)

Неделя
Имена путешественников и исследователей (о ком готовите презентацию на урок)
13 декабря - 18 декабря
1. Марко Поло,  2. Афанасий Никитин, 3. Принц Энрике - Генрих Мореплаватель
13 декабря- 18 декабря
1. Бартоломеу Диаш, 2. Васко да Гама, 3. Христофор Колумб
20 декабря-24 декабря
1. Америго Веспуччи, 2. Френсис Дрейк, 3. Фернан Магеллан и Хуан Себастьян Элькано
27 декабря-28 декабря
1. Луис Торрес, 2. Абель Тасман, 3. Джеймс Кук
10 января-15 января
1. Семен Дежнев, 3. Витус Беринг, 3. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, 4. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский
17 января-22 января
1. Давид Ливингстон, 2. Александр Гумбольдт, 3. Н.М. Пржевальский, 4. П.П. Семенов-Тян - Шанский
24 января-28 января
1. Руаль Амундсен, 2. Роберт Скотт, 3. Роберт Пири
31 января-4 февраля
1. Фритьоф Нансен, 2. И.Д. Папанин, 3. Артур Чилингаров

2.  План подготовки презентации по теме 

Задание: Используя различные источники информации, подобрать и проанализировать информацию о вашем путешественнике или исследователе. Составить компьютерную презентацию, используя записанные в тетради ключевые вопросы и предложенный ниже алгоритм (ход работы). Подготовить план выступления и представить свою работу на уроке, соблюдая временной регламент (не более 7-10 минут на все выступление).

Ход работы

1. На рабочем столе монитора компьютера найдите иконку программы для создания презентаций Microsoft PowerPoint или  или  и откройте приложение. Если на рабочий стол приложение не вынесено, тогда отправьте курсор мышки в нижний левый угол монитора и  правой клавишей мышки активируйте кнопку "Пуск". Здесь найдите и откройте приложение Microsoft PowerPoint. Если и здесь вам не удалось найти это приложение, тогда в меню "Пуск" правой мышкой выберите "Все программы" - а в них найдите папку с названием "Стандартные" - в ней ищите иконку программы Microsoft PowerPoint, откройте ее правой клавишей мышки. Теперь можете работать со слайдами презентации.

2.  Создайте в открывшемся шаблоне презентацию,  выбрав сверху на панели инструментов: Дизайн презентации (сверху на панели инструментов), Создать слайд (на панели сверху - Главная), шрифт и размер шрифта (на панели сверху - Главная), систематизируя собранную вами  информацию согласно заданному алгоритму. (Если вас не удовлетворяет получившийся шаблон презентации, вы можете воспользоваться своим).

3. Алгоритм:(если по смыслу требуется объединить какие то вопросы в один слайд, объединяйте; если в выступлении надо дать ответы на вопросы в другом порядке, делайте так, как вам надо, но 1) не переставлять вопросы  кто?, когда?, что?; 2)  не потеряйте логическую цепочку события)

Слайд 1. - Титульный слайд (для него есть свой шаблон на панели Главная - "Создать слайд). - Название презентации. Фамилия, имя, отчество и класс автора презентации.

Слайд 2. Даем развернутый ответ на вопрос "Кто?" - Портрет исследователя(путешественника), краткие сведения из его биографии. Участники экспедиций (лучше их портреты или фотоснимки).

Слайд 3. Даем 2 развернутых ответа на вопросы "Когда? и "Что?" - Указываем время, в которое было совершено путешествие и открытие, а также что конкретно было сделано путешественником. Здесь могут быть фото географических объектов, представителей животного или растительного мира, которые были открыты или исследованы.

Слайд 4. Даем развернутый ответ на вопрос "Зачем?" - Цели экспедиции. Кем организована экспедиция. 

Слайды 5. Отвечаем на вопрос "Где?". Описание экспедиции. Здесь может быть карта (схема) маршрутов экспедиции, фотографии и рисунки, иллюстрирующие экспедиции, на основе которых надо кратко рассказать самое основное.

Слайд 6. Отвечаем на вопрос "Чем?" - Результаты экспедиции (чем закончилось путешествие). 

Слайд 7. Даем развернутый ответ на вопрос "Как?"  - Вклад исследователя в развитие географических знаний о Земле. Имя исследователя на современной карте (указать какие географические объекты носят имя  исследователя и  уметь найти и показать их на карте мира. Например: Магелланов пролив - в честь Магеллана, государство Колумбия - в честь Колумба, Торресов пролив - в честь Луиса Торреса и т.п.). По возможности вставить на слайд фотографии этих объектов.

Слайд 8. Перечень информационных ресурсов (Заголовок слайда будет таким -Информационные ресурсы). Оформляем перечень в алфавитном порядке, каждый источник под своим номером. Сперва идут книги, журналы, газеты. Затем - интернет ресурсы с обязательным указанием адреса сайта и названия статьи, откуда взяли информацию.

Обращаю внимание на некоторые моменты:

 - Слайда "Спасибо за внимание" быть не должно!

- В заголовках слайдов точки не ставим

 - На слайдах должно быть минимум текста (только самое основное, всё остальное вы скажете в своем выступлении)

- Шрифт и размер (кегль) шрифта для всех заголовков выбираем один и тот же (лучше кеглем (высотой букв) от 30 до 40) и не брать курсив (текст должен легко читаться даже с последней парты).

- Шрифт и высоту букв в тексте  слайдов также выбираем один и тот же для всех слайдов, но не менее 20. (кроме 1 слайда) и не брать курсив (текст должен легко читаться даже с последней парты).

- Цвет шрифта на одном слайде должен быть однотонным (не должно быть более трёх вариантов цвета  текста на одном слайде и лучше, если эти цвета будут  в одной гамме). В идеале это тёмно-коричневый цвет и его оттенки.

- И обойдитесь без анимации, отвлекающей внимание от основной информации слайда.

 4. Составьте план своего выступления (защиты презентации). Расскажите всю информацию послайдово (Например: открываете слайд 1 и говорите: "Я, Иванова Мария Петровна, представляю презентацию о великом исследователе и путешественнике  Фернане Магеллане". Затем слайд 2 и рассказ о  том, когда было совершено плавание и что было сделано и т.д.)

Удачи всем!!!

****************************************

Проверочная работа по теме "Земля - планета Солнечной системы" (для ребят, отсутствовавших на уроках по уважительной причине)  https://onlinetestpad.com/hnxiq7zige2pk   (доступ к работе будет открыт автоматически  с 25.10 с 9.00 час.  по 26.10 до 17.00 час.)

Земля - планета Солнечной системы. Движения Земли и их следствия (задание для ребят, пропустивших урок и на период отсутствия учителя)

1. Познакомиться с  материалом темы посмотрев видео-уроки

1.1. Орбитальное движение Земли и его следствия: просмотреть видео-уроки и выполнить задания (см ниже под ссылками)

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1633594086472889-6335373036037885680-vla1-3705-vla-l7-balancer-8080-BAL-5669&wiz_type=vital&filmId=1991964266305162178&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dh0pK59mE6NQ

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1633597489207326-8144565468962436244-sas2-0346-814-sas-l7-balancer-8080-BAL-5983&wiz_type=vital&filmId=14610202715189230746&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D_ZKAMWV5Xic

1.1.1.. Записать  в тетрадь " Орбитальное движение Земли и его следствия"

1.1.2. Записать определение понятию "Зенит" - самое высокое положение Солнца на небе относительно Земли

1.1.3. Начертить в тетради и заполнить таблицу "Положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояния"

Дата
День
Северное полушарие
Южное полушарие
21 марта
Весеннее равноденствие
Солнце в зените над экватором
Освещено одинаково с южным полушарием
День равен ночи
Время года весна
Солнце в зените ………………
Освещено одинаково с северным полушарием
День……………………….ночи
Время года …………………………..
22 июня
?
Солнце в зените над северным тропиком
Освещено больше    южного полушария
День длиннее ночи
Время года лето
За северным полярным кругом полярный день
Солнце в зените над северным  тропиком
Освещено …………… .северного полушария
День короче ночи
Время года ………………
За южным полярным кругом полярная ночь
23 сентября
?
Солнце в зените над…..
Освещено ..........................южного полушария
День ……………………… ночи
Время года ……..
Солнце в зените над экватором
Освещено ..................................северного  полушария
День………………………. ночи
Время года весна
22 декабря
Зимнее
солнцестояние
Солнце в зените над …..
Освещено ..............................южного полушария
День ……………………..ночи
Время года ……..
За северным полярным кругом…..
Солнце в зените над …..
Освещено ............................. северного  полушария
День……………………ночи
Время года ……..
За южным полярным кругом…..

1.1.4. Записать  Вывод: главным следствием орбитального вращения Земли вокруг Солнца является .......................

1.2. Осевое вращение Земли. Просмотреть видео-уроки и выполнить задания  (см ниже, после ссылок)

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1633597489207326-8144565468962436244-sas2-0346-814-sas-l7-balancer-8080-BAL-5983&wiz_type=vital&filmId=14830558645049209291

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1633597489207326-8144565468962436244-sas2-0346-814-sas-l7-balancer-8080-BAL-5983&wiz_type=vital&filmId=11833841478700171499&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DinlphcYfaPw

1.2.1. В тетрадь записать "Осевое вращение Земли" , затем

1.2.2. Записать, на что влияет вращение Земли вокруг оси (т.е. выписать следствия вращения Земли вокруг своей оси)

**************************************************

Задания для подготовки к проверочной работе за 2 четверть

№ 1. Прочитайте текст, заменив словами или словосочетаниями условные топографические знаки.

№ 2. Рассмотрите рисунок

1). Определите, через сколько метров проведены горизонтали

2). Определите, на какой высоте находится родник

3). В каком направлении от геодезического знака находится яма?

4). Какой участок 1,2 или 3 наиболее подходит для катания на лыжах и санках зимой? Приведите доказательства вашего решения.

№ 3. Определите по рисунку:

Запишите получившиеся данные

  • h абс. =
  • h отн. =
  • h глуб. =

№ 4.  По физической карте России в атласе определите,

  • 4.1.  в каких пределах изменяется глубина моря Лаптевых (от … до…)
  • 4.2. абсолютную глубину моря Лаптевых

№ 5. Определите направления.

  • 5.1. по физической карте России в атласе (с. 16-17)
  • - в каком направлении от Москвы находится Мурманск, Новосибирск.
  • - какой город будет восточнее Владивосток или Хабаровск
  • 5.2. по физической карте мира (карта полушарий) в атласе (с. 14-15) определите,  в каком направлении от материка Евразия находятся материки : Австралия, Южная Америка, Антарктида.

№ 6. Определите высоты

  • 6.1. по физической карте мира : какой материк Австралия, Евразия или Южная Америка имеет наибольшую абсолютную высоту? Расставьте материки в порядке увеличения  их абсолютных высот (от материка с наименьшим значением высоты к материку с наибольшим значением высоты)
  • 6.2. по физической карте России: какое море нашей страны Черное, Баренцево или Берингово  имеет наибольшую  глубину? Расставьте моря в порядке уменьшения показателей их глубины (от большего к меньшему показателю).

Проверь себя (ответы к тренировочной работе)

      № 1. Наш путь шел от железнодорожной станции по дороге до железо-бетонного (металлического) моста через реку с направлением течения на юго-запад. Затем мы двигались по лугу вдоль болота к зарослям кустарников. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по тропинке (просеке) и у домика лесника сделали привал.

       № 2.

  • 1.Горизонтали проведены через 5 метров.
  • 2. Родник находится на высоте 140 м
  • 3. Яма от геодезического знака находится на юго юго-западе (ЮЮ-З)
  • 4. Для катания на лыжах и санках зимой наиболее подходит участок № 2 т.к.
  •     1) участок № 2 расположен на холме с крутым склоном
  •     2) участок № 2не имеет преград и опасностей для катания на лыжах и санках
  • ИЛИ
  • На  участке № 1 растут кустарники
  • Участок № 3 расположен на ровной территории (не имеет склона).

       № 3.

  • - h абс. =  100 м
  • - h отн. = от 30 м до 70 м  (100-70 и 100-30, а в задании она вообще указана на рисунке под буквами «б»)
  • - h глуб. =  20 м

        № 4.

  • Глубина моря Лаптевых изменяется от 200 м до 4000м
  • Абсолютная глубина моря Лаптевых составляет 3385 м

  • № 5.
  • 5.1.
  • - Мурманск находится на СС-З от Москвы, Новосибирск находится на В от Москвы
  • - Хабаровск будет восточнее Владивостока
  • 5.2. От Евразии Австралия находится на  Ю-В, Антарктида на Ю, а Южная Америка на Ю-З.
  • № 6.
  • 6.1.  Евразия имеет наибольшую абсолютную высоту.
  • h абс. Евразия = 8988 м (г. Джомолунгма (Эверест))
  • h абс. Австралии = 2228 м (г. Косцюшко)
  • h абс. Ю. Америка = 6962 м (г. Аконкагуа)
  • материки в порядке увеличения  их абсолютных высот:
  • Австралия, Ю. Америка, Евразия
  • 6.2. Наибольшую глубину имеет Берингово море
  • h абс. Черное море = 2210 м
  • h абс. Баренцевр море = 513 м
  • h абс. Берингово море = 4097 м
  • моря в порядке уменьшения показателей их глубины:
  • Берингово, Черное, Баренцево.

Задания для учащихся 5 классов на 2 четверть (в случае болезни ученика, переводе на дистанционное обучение, самоизоляции, пропуска урока, а также болезни учителя).

Не спеши сразу выполнять все, что дано в плане работы. Сперва очень внимательно познакомься со всеми пунктами плана.

1. Познакомься с материалом уроков по данным ниже ссылкам (это видео-уроки) и запиши в тетрадь по географии тему урока и основные понятия по этой теме, выполни предложенные тренировочные задания в каждой теме

1.1. * Источники географической информации и изображения земной поверхности (в тетрадь записать  что такое карта, план местности, глобус) - учебник географии §§ 7(с. 41-42), 10, 38

 - https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/plan-i-karta/geograficheskaya-karta-globus?block=player

- https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%85%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1606913174294090-494396672169852903300163-production-app-host-man-web-yp-180&wiz_type=vital&filmId=14056587774515690340

- https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1606922227799692-1548591813710990557500171-production-app-host-man-web-yp-325&wiz_type=vital&filmId=2727142188804752207

* Условные знаки плана и карты - (в тетрадь записать что такое условные знаки (обозначения), "легенда" карты, начертить схему "Виды условных знаков") - Учебник §35, атлас стр. 6-7 (учить условные знаки плана), стр. 14-15

- https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1606922227799692-1548591813710990557500171-production-app-host-man-web-yp-325&wiz_type=vital&filmId=5165847095063082881 (до объяснения масштаба, масштаб не надо!!!)

Задание для обязательного выполнения (письменно на альбомном листе формата А-4)- Самостоятельно начертить (составить) в цвете, с помощью условных знаков (см  с. 6-7 атласа) план местности, где происходит действие одной из сказок (на выбор): Гуси-лебеди, Три поросенка, Три медведя, Маша и медведь, Морозко. 1.- При необходимости, придумай свои условные знаки (н-р знак, обозначающий избушку бабы-яги и т.п.). 2.- Обязательно на листе оставь место для "Легенды" - условных обозначений, где пояснишь, что и каким образом у тебя на плане изображено. 3. - В верху на листе не забудь подписать печатными буквами автора карты, класс, в котором учится автор и само название изображения (н-р: План местности к сказке "Гуси-лебеди", ученика 5А класса Сидорова Сидора). 4. - Если ты на больничном или на самоизоляции - Делаешь фото своей работы и присылаешь на почту учителю [email protected] ИЛИ приносишь в школу и сдаешь учителю.

1.2. * План местности. Как определить направления на плане местности. Стороны горизонта. Способы ориентирования по плану местности и на местности (азимут и как строить план местности - не надо!!!!) -  Учебниꧧ 36 (с.153, 154 пп. 2-3, 155 рис. 99), 37 (с. 157 п. 2, рис. 102), атлас стр. 7

- https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/plan-i-karta/orientirovanie-na-mestnosti?block=player

- https://yandex.ru/video/preview?filmId=14047598598459629408&path=wizard&text=%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%83+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&wiz_type=vital

Задание для тренировочного выполнения: Определите, в каком направлении от отдельно стоящего дерева находится родник.


* Ориентирование по карте. Параллели и меридианы. Градусная сетка - (в тетрадь записать что такое параллели, меридианы, градусная сеть) - Учебниꧧ 8,9, атлас стр. 14-15, 16-17

-https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/plan-i-karta/gradusnaya-setka-geograficheskaya-dolgota-i-shirota?block=player

- https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8B+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1606911659984423-239750541592691500600163-production-app-host-man-web-yp-227&wiz_type=vital&filmId=17540548138433581205&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DI9_ZkrEx_MY

- https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8B+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1606911659984423-239750541592691500600163-production-app-host-man-web-yp-227&wiz_type=vital&filmId=3352656783281253088&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DQf59XgPve2s

- https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8B+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1606911659984423-239750541592691500600163-production-app-host-man-web-yp-227&wiz_type=vital&filmId=2432298843429320592&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvAmZ-_hjiFTY

Задание для тренировочного выполнения: Определи по физической карте мира (карта полушарий - с. 14-15 в атласе) какой город расположен восточнее Лондона, а какой западнее: Берлин и Нью-Йорк.  Определи по физической карте России в атласе какой город расположен севернее, а какой южнее  Москвы - Мурманск  и Ростов-на-Дону (с. 16-17).

1.3. * Изображение неровностей земной поверхности на плане местности и карте - Учебник § 45, атлас стр. 7, стр. 14-15

-  https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/plan-i-karta/izobrazhenie-nerovnostey-zemnoy-poverhnosti-na-plane?block=player

- https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%85%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1606913174294090-494396672169852903300163-production-app-host-man-web-yp-180&wiz_type=vital&filmId=17639168983836019740

- https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%85%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1606913174294090-494396672169852903300163-production-app-host-man-web-yp-180&wiz_type=vital&filmId=4276174337817293303

  

Задание для тренировочного выполнения: Определите по топографической карте, какой участок  1, 2 или 3 имеет более крутой склон. Объясните, почему так решили.

2. В помощь!



Определение относительной и абсолютной высоты


*************************************************************************************

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЯСНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАЗНЫХ ПУНКТОВ

  Определение поясного времени 

  Земля поделена на 24 часовых пояса.  0 и 24 часовой  пояс - один и тот же. Часовые пояса на карте часовых поясов (рис. 17 с. 33 учебника) обозначены черными арабскими цифрами внизу карты. 

На представленной ниже карте часовые пояса обозначены сверху карты красными арабскими цифрами, а также красными римскими цифрами внизу карты.

 Каждый часовой пояс отличается от другого на 1 час или 15 градусов (360:24=15).  

Надо запомнить, что Земля вращается с запада на восток (т.е. против часовой стрелки , если смотреть с северного полюса). Значит, чем восточнее пункт, тем больше там будет время (т.к. там раньше наступит утро). Следовательно:

1. Если пункт, для которого надо определить время, расположен восточнее данного, следовательно ко времени данного пункта прибавляем разницу во времени между данным и искомым пунктами.

2. Если необходимый пункт расположен западнее данного, тогда из времени данного пункта вычитаем разницу во времени между данным и искомым пунктами.

3. Для того, чтобы определить разницу во времени надо по карте часовых поясов найти в каком часовом поясе находятся данный и искомый пункты и из большего числа вычесть меньшее. Получаем разницу во времени.

 Например: Определить время в Каире, если в Лондоне 10 часов. Для решения задачи надо:

 1. Правильно записать условие задачи (см тетрадь для работ в классе, если, конечно, ты записал с доски так, как я вас учила!!! Уважаемые родители, запись расчётных задач по географии такая же, как в ваше школьное детство запись задач по геометрии, химии и физике: дано, найти, решение+колонка "час. пояс"(это вместо колонки "единицы СИ" в физике)! Готовим детей к этим предметам!!!)

 2. Определить по карте, в каких часовых поясах находятся города: Каир - 2 ч.п., Лондон - 0 ч.п.

 3. Найти разницу во времени между городами: 2-0=2 часа

 4. Определить время в Каире, рассуждая: Каир расположен восточнее Лондона, значит надо ко времени Лондона прибавить разницу во времени между городами, т.е.  10 часов+2 часа=12 часов. 

5. Записать ответ: в Каире 12 часов. 

Для удобства и простоты расчётов  для каждого часового пояса обозначена  разница во времени с 0 часовым поясом: +2, +5, +8 и т.д. 

Однако, пока мы только учимся, нам надо уметь вычислять разницу во времени самим!

И не забываем про линию перемены дат (меридиан 180 градусов в Тихом океане, на карте эта линия показана чёрным пунктиром). Пересекая её с запада на восток мы вычитаем 1 сутки (попадаем во вчерашний день), а с востока на запад - прибавляем 1 сутки к данным.

Например: Вычислите, какого числа жителю Чукотки надо вылететь к друзьям на Аляску, чтобы вместе с ними поздравить женщин с Международным женским днём 8 марта?

Рассуждаем:

1. Аляска находится восточнее Чукотки, значит пересекаем линию перемены дат с запада на восток, т.е. надо вычесть 1 сутки.

2.  Житель Чукотки  хочет попасть на Аляску 8 марта. Следовательно, вылететь он должен 9 марта, т.к. 9-1=8.

***********************************************************************

ПАМЯТКА
для учащихся при подготовке выступлений по географии

1. Назови тему выступления.
2. Дай ответ на семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Можно ограничиться семью развернутыми предложениями.
Лучше не читать, а рассказывать!
3. Если речь идет о географическом объекте (стране, реке, горе и т.п.), обязательно покажи его на карте.
4. Назови, откуда взял информацию (из Интернета или книги, энциклопедии)
5. Что тебе понравилось, удивило, заинтересовало или вызвало затруднение при подготовке выступления?

За помощью, подсказками всегда обращайтесь!!!

Удачи!

**************************************************

Задания для  работы над ошибками по Практическим работам к темам: "Изображение рельефа на плане местности", "Абсолютная и относительная высоты",  "Условные знаки плана местности", "Ориентирование по плану местности"

№ 1.  Определите

1.  Абсолютную высоту:

- подошвы горы (Абс.h подошвы=...)

- вершины горы (Абс. h вершины=...)

2. Относительную высоту горы (Отн. h горы=...)


№ 2. Используя рисунок определите:


1) Какая форма рельефа изображена на схеме

2) Какой склон более крутой, а какой более пологий

3) Через сколько метров проведены горизонтали

№ 3. Используя фрагмент плана местности определите в каком направлении от точки А находятся: 

- родник, луг, отдельно стоящее лиственное дерево, тропинка в смешанном лесу.

Запись выполните следующим образом:

 т.А-родник-...

т. А - луг -...    и т.д.

**********************************************************************

Для домашней работы по теме "Условные знаки плана местности"



 

 

 План подготовки презентации по теме "Великие путешественники и исследователи"

Задание: Используя различные источники информации, подобрать и проанализировать информацию об одном из великихпутешественников и исследователей. Составить презентацию используя предложенный ниже алгоритм (ход работы). Подготовить план выступления и защитить свою презентацию.

Ход работы:

1.   На сайте  http://www.spheres.ru/geografy/download/ скачайте шаблон презентации. Создайте в предложенном шаблоне презентацию, систематизируя подобранную информацию согласно заданному алгоритму. (Если вас не удовлетворяет шаблон презентации с сайта, вы можете воспользоваться своим).

2. Алгоритм:

Слайд 1. Эпиграф (краткое вступление). Название презентации. Фамилия, имя, отчество и класс автора презентации.

Слайд 2. Портрет исследователя(путешественника), краткие сведения из его биографии.

Слайд 3. Важнейшие экспедиции, цели экспедиций. Кем организованы экспедиции. Участники экспедиций.

Слайд 4. Карта (схема) маршрутов экспедиций.

Слайды 5-7. Описание экспедиции. Фотографии и рисунки, иллюстрирующие экспедиции.

Слайд 8. Результаты экспедиции. Вклад исследователя в развитие географических знаний о Земле.

Слайд 9. Имя исследователя на современной карте (указать какие географические объекты носят имя  исследователя и  уметь найти и показать их на карте мира. Например: Магелланов пролив - в честь Магеллана, государство Колумбия - в честь Колумба и т.п.). По возможности вставить на слайд фотографии этих объектов.

Слайд 10. Перечень информационных ресурсов (Заголовок слайда будет таким -Информационные ресурсы). Оформляем перечень в алфавитном порядке, каждый источник под своим номером. Сперва идут книги, журналы, газеты. Затем - интернет ресурсы с обязательным указанием адреса сайта и названия статьи, откуда взяли информацию.

Обращаю внимание на некоторые моменты:

 

- Слайда "Спасибо за внимание" быть не должно!

- В заголовках слайдов точки не ставим

 

- На слайдах должно быть минимум текста (только самое основное, всё остальное вы скажете в своей защите)

- Шрифт и кегль шрифта для всех заголовков выбираем один и тот же (лучше кеглем (высотой букв) от 30 до 40)

- Шрфит и высоту букв в тексте  слайдов также выбираем один и тот же для всех слайдов (кроме 1 слайда)

- Цвет шрифта на одном слайде должен быть однотонным (не должно быть более трёх вариантов цвета  текста на одном слайде и лучше, если эти цвета будут  в одной гамме). В идеале это тёмно-коричневый цвет и его оттенки.

- И поменьше всякой анимации, отвлекающей внимание от основной информации слайда.

 

3. Составьте план своего выступления (защиты презентации). Расскажите всю информацию послайдово (Например: открываете слайд 1 и говорите: "Я, Иванова Мария Петровна, представляю презентацию о великом исследователе и путешественнике  Фернане Магеллане". Затем тслайд 2 и рассказ о  жизни  путешественика и т.д.)

Удачи всем!!!
 *********************************************************************************