6 класс

2023-2024 уч.год

Задание для 6а,6б,6г классов на 16 апреля 2024 года

1. Посмотреть видео уроки (ссылка ниже)

Урок 07. сколько людей живёт на земле? - География - 7 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Размещение населения на планете Земля. Видеоурок. География 7 Класс (interneturok.ru)

2. В тетрадь записать :

-определение понятия "Плотность населения"

- причины разной плотности населения

- определение понятия "Город "

- определение понятия "Сельские населенные пункты"

- виды городских и сельских населённых пунктов

- типы городов по численности населения

- определение понятия "Городские агломерации"

*******************************************************

Проверочная работа по теме "Природные зоны Земли" (для отработки и улучшения ранее полученных результатов)

https://onlinetestpad.com/xkimcttpsmhbu

*********************************************************


Тренировочная версия  КР по теме "Атмосфера"(ответы узнаете после решения всех заданий)

1. Дополни предложение:    Атмосфера – это ……………………………………………… оболочка Земли.

2. Дополни предложение, выбрав необходимые понятия в справочном материале к заданию.

Нижней границей атмосферы является  поверхность    ………………………………  и ………………………………

Справочный материал к заданию 2: водной оболочки Земли, мантии Земли, земной коры, биосферы

3. В строении атмосферы выделяют четыре основных слоя.  Как называется нижний слой атмосферы, в котором складываются условия, определяющие погоду?

А – мезосфера                                              В - термосфера

Б – стратосфера                                            Г – тропосфера

4Назовите слой атмосферы, в котором находится озоновый экран

1-тропосфера

2 – стратосфера

3 – мезосфера

4 – ионосфера

5. От чего зависит колебание температуры воздуха в течение дня?

1- изменение направления ветра

2 – изменение угла падения солнечных лучей

3 – изменение давления

4 – движение луны

6. Рассмотри рисунки к заданию.

А -   Б -   В -

  • Какой буквой обозначен рисунок, на котором изображен метеорологический прибор, с помощью которого определяют  температуру воздуха.
  • Запиши название прибора, с помощью которого определяют температуру воздуха. …………………………………………………………………………………………………
  • Определи, какую температуру воздуха показывает  этот прибор. Запиши ответ. ………………………………………………………………………………………………….

7.  Какие облака несут длительные затяжные дожди?

1- слоистые

2 – кучевые

3- перистые

4 – кучево-дождевые

8Из каких облаков и почему никогда не выпадают осадки?

9. Внимательно прочитай отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Отрочество»

      До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…

    Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу».

- Определи атмосферное явление, которое  описано в отрывке. Запиши свой ответ. …………………………………………………………………………

- Рассмотри  картину  К.Е. Маковского.


«Дети, бегущие ……………………………………………»

Подпиши название картины. Для этого допиши в названии картины название метеорологического  явления, о котором говорится в прочитанном тобой отрывке.

10.  По фрагменту синоптической карты  в задании определите  основные элементы погоды  для г. Минска 

Заполни таблицу.

Элементы погоды:

Значения (характеристики):

Температура воздуха, t0

t0

Атмосферное давление



Облачность



Осадки (вид)



Сила (скорость), и направление ветра

Сила ветра …………….м/с, направление…………

11.  Вычислите температуру воздуха на вершине  вулкана Килиманджаро, если у его подножия  +240С.

Дано:                                                     Решение

t0 подножие =

h Килиманджаро =

Найти:     t0вершина

12.  На метеорологической станции в течение года  наблюдали за количеством осадков. По результатам наблюдений метеорологи  построили диаграмму выпадения осадков по месяцам.

Рассмотрите диаграмму выпадения осадков и ответьте на вопросы.

1) В каком месяце выпало больше всего осадков? 

2) На какой период (с какого месяца по какой) приходилось  наименьшее количество осадков?

13. Рассмотри рисунок внимательно. 

На каком рисунке: А, Б или В  знаками отображена погода в тот день, когда выпадали осадки? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок.

14. Андрей в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных рисунках в задании 12.

Стояла жаркая и безоблачная погода. К вечеру подул северный ветер. В обед температура воздуха доходила до 30 градусов в тени.  Влажность составляла около 38 процентов.

15.  Прочитайте текст.

1) Атмосфера  — воздушная оболочка Земли. (2) Она состоит  из смеси газов: азота, кислорода, углекислого и других газов. (3) Плотность  атмосферного воздуха уменьшается с подъемом вверх. (4) Нижний слой атмосферы, расположен у земной поверхности  — тропосфера. (5) Воздух здесь более плотный.(6) Над тропосферой расположена стратосфера и верхние слои атмосферы. (7)Толщина около 1000 км.

 По каким предложениям можно определить строение атмосферы? Перечислите  номера этих предложений.

16. Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.

Что из перечисленного относится к признакам возникновения  этого явления?

 1)  понижение относительной влажности воздуха

2)  значительное повышение температуры воздуха

3)  резкое падение атмосферного давления

4)  постепенно нарастающий гул

17. В пунктах, обозначенных в таблице цифрами, одновременно проводят измерения содержания водяного пара в 1 м3 воздуха и определяют относительную влажность. Расположите эти пункты в порядке повышения  в них температуры воздуха (от наиболее низкой к наиболее высокой.)

18.  С помощью карты в задании сравните среднегодовое количество осадков в точках, обозначенных на карте буквами А, Б, В. Расположите эти точки в порядке увеличения количества осадков, выпадающих в них.

19.Рассмотрите рисунок к заданию. Схема какого ветра изображена на рисунке? По каким признакам вы это определили?

ОТВЕТЫ к заданиям подготовительной работы по теме "Атмосфера"

1.  Атмосфера - это газовая (воздушная) оболочка Земли.

2.  Нижней границей атмосферы является  поверхность    земной коры  и водной оболочки Земли

3. тропосфера

4. стратосфера

5.  изменение угла падения солнечных лучей

6.  рисунок А, термометр,  +240С

7.  из слоистых облаков

8. из перистых облаков, т.к. они состоят из кристалликов льда

9. описываемое явление - гроза, название картины "Дети, бегущие от грозы"

10.  температура воздуха от +110 до + 210, атмосферное давление - 762 мм рт. ст., переменная облачность без осадков, ветер северо-западный, слабый

11.  t0 подножие = +240

        h Килиманджаро =8895 м=8 км 895 м

        t0вершина:  8895х6=53370 приблизительно 530- понизится температура 

         240-530=-290-навершинеКилиманджаро

12. больше всего выпадало - в июле, меньше всего - с февраля по апрель

13.  рисунок Б

14. 

о

 +300
   38%

15.  Об этом говорят предложения 4, 6.

16.  Явление природы: ураган / буря / сильный ветер.

          Ответ на вопрос: 3.

17.  213 (Чем выше температура, тем больше в ней может содержаться водяного пара)

18.  Найдем по изогиетам выпавшее количество осадков:

             А)  от 500 до 1000 мм;

             Б)  1000 мм;

             В)  от 250 до 500 мм

           Ответ:  ВАБ

19.На рисунке изображена схема бриза. Показаны два рисунка: день и ночь, а бриз бывает дневной и ночной.

****************************************

Готовимся к годовой контрольной работе за 6 класс

Выполнять работу старайтесь без использования карт атласа. 

Для выполнения заданий пройдите по предложенной ссылке

https://geo6-vpr.sdamgia.ru/test?id=195783

Проверить правильность своего ответа и посмотреть алгоритм решения можно по активному номеру в задании (см скрин)

Открыть карту или описание (текст) к заданию можно по активному слову "показать" слева внизу вопроса

Убрать (скрыть) карту или описание можно по активному слову  "спрятать"  слева под картой

**************************************************************

Тренировочная версия  КР по теме "Атмосфера"(ответы узнаете на уроке, там же разберем задания)

1. Дополни предложение:    Атмосфера – это ……………………………………………… оболочка Земли.

2. Дополни предложение, выбрав необходимые понятия в справочном материале к заданию.

Нижней границей атмосферы является  поверхность    ………………………………  и ………………………………

Справочный материал к заданию 2: водной оболочки Земли, мантии Земли, земной коры, биосферы

3. В строении атмосферы выделяют четыре основных слоя.  Как называется нижний слой атмосферы, в котором складываются условия, определяющие погоду?

А – мезосфера                                              В - термосфера

Б – стратосфера                                            Г – тропосфера

4. Рассмотри рисунки к заданию.

 

  • Обведи рисунок, на котором изображен метеорологический прибор, с помощью которого определяют  температуру воздуха.
  • Запиши название прибора, с помощью которого определяют температуру воздуха. …………………………………………………………………………………………………
  • Определи, какую температуру воздуха показывает  этот прибор. Запиши ответ. ………………………………………………………………………………………………….

5.  Внимательно прочитай отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Отрочество»

      До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…

    Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу».

- Определи атмосферное явление, которое  описано в отрывке. Запиши свой ответ. …………………………………………………………………………

- Рассмотри  картину  К.Е. Маковского.


«Дети, бегущие ……………………………………………»

Подпиши название картины. Для этого впиши в название картины название метеорологического  явления, о котором говорится в прочитанном тобой отрывке.

6.  По фрагменту синоптической карты  (атлас с. 26) определите  основные элементы погоды  для г. Минск.

Заполни таблицу.

Элементы погоды:

Значения (характеристики):

Температура воздуха, t0

t0

Атмосферное давление



Облачность



Осадки (вид)



Сила (скорость), и направление ветра

Сила ветра …………….м/с, направление…………

7.  Вычислите температуру воздуха на вершине  вулкана Килиманджаро, если у его подножия  +240С.

Дано:                                                     Решение

t0 подножие =

h Килиманджаро =

Найти:     t0вершина

************************************************************

Задания по географии на период 24.01 - 31.01.2022 г.:

Тема "Воды суши. Озера и болота"

* Записать в тетрадь тему

* Посмотрите видеоуроки и презентации по теме урока (по ссылкам)

-  https://resh.edu.ru/subject/lesson/803/

-  https://yandex.ru/video/preview/?text=озера+6+класс+география+видео&path=wizard&parent-reqid=1642538575898843-4660997659859230832-vla1-2251-vla-l7-balancer-8080-BAL-1881&wiz_type=vital&filmId=9000447569062160760&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DtXrN-wkRaSM

-  http://www.myshared.ru/slide/445124/   презентация  № 1 «Озера»

-  http://5klass.net/geografija-6-klass/Ozjora-geografija-6-klass/004-Ozera.html  - презентация № 2 «Озера» (со слайда 5 по слайд 23 включительно)

- https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8253888176280646148&from=tabbar&text=%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 - "Озера. Болота"

* В тетрадь записать определение понятиям: озеро, озерная котловина

* Записать условия образования озер

1......

2......

* Составить таблицу "Классификация озер по происхождению озерных котловин"

Тип озерной котловины
Пример озера
Тектонические....
Байкал, Каспийское

*Составить схему "Классификация озер по сточности и солености"

* в контурных картах по теме "Гидросфера" (с.12-13) подписать  названия озер, встретившихся на уроке

* устно дать характеристику озера Байкал по плану (см слайд 23 в презентации №2)

* Записать в тетрадь

- определение понятия "Болото"

- условия образования болот

- виды болот (верховые и низинные)

- значение болот для природы и человека

***********************************************************************

1. Тема  "Внутренние воды. Реки"

1.1.Посмотрите видео-уроки по теме

Реки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/802/

Реки. Части реки

https://yandex.ru/video/preview/?text=реки%206%20класс%20география%20видеоурок&path=wizard&parent-reqid=1642537646293370-8409334931817047586-sas6-5247-e4e-sas-l7-balancer-8080-BAL-7043&wiz_type=vital&filmId=14704802963465983727

Зависимость рек от рельефа

https://yandex.ru/video/preview/?text=реки%206%20класс%20география%20видеоурок&path=wizard&parent-reqid=1642537646293370-8409334931817047586-sas6-5247-e4e-sas-l7-balancer-8080-BAL-7043&wiz_type=vital&filmId=1747511637097924829

Зависимость рек от климата

https://yandex.ru/video/preview/?text=реки+6+класс+география+видеоурок&path=wizard&parent-reqid=1642537646293370-8409334931817047586-sas6-5247-e4e-sas-l7-balancer-8080-BAL-7043&wiz_type=vital&filmId=12508057402672706854&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Do8E5N6xCCys

1.2. На основе материала видео-уроков сделайте записи в тетради

1 часть

  • В тетрадь записать тему урока «Воды суши: реки»
  • Дать определение понятию «Река»: Река – это…….
  • Заголовок в тетради «Речная долина»
  • Записать определение понятию «Речная долина»
  • Начертить схему «Строение речной долины», указав на схеме: русло, пойму, надпойменные террасы
  • Дать определение понятиям:  русло, пойма, надпойменная терраса, фарватер*
  • Дать определение понятию «Речная система»
  • Начертить схему речной системы, указав на схеме исток рек (И), устье(У), правые притоки (Пп), левые притоки (Лп)
  • Записать определение понятию «Водосборный бассейн реки» (Бассейн реки
  • Записать определение понятию «Водораздел»
  • 2 часть
  • Заголовок в тетради « Зависимость рек от рельефа»
  • Составить схему «Характер течения рек» и дать описание каждому типу рек (перечислить особенности их течения): скорость течения, широкая или узкая речная долина, глубокое или не глубокое русло, наличие порогов и водопадов, длинная или короткая река, возможность строительства гидроэлектростанций
  • по предложенным рисункам определить речную долину каждого вида рек и зарисовать в составленной схеме в тетради

  • 3 часть
  • В тетради заголовок « Зависимость рек от климата»
  • Составить схему «Типы питания рек»                                               
  • Дать определение понятию «Режим реки»
  • Выписать типы режима рек и дать определения этих понятий:
  • - половодье - …
  • - паводок - …
  • - межень – самый низкий уровень воды в реке.
  • - ледостав – покрытие реки льдом.
  • - ледоход - …
  • 1.3. Выполните тренировочные задания, используя карты в атласе. Учителю ничего присылать не надо.
  • Используя физическую карту мира в атласе (с.14-15) определить и назвать
  • Исток и устье рек Амазонка, Нил
  • В каком направлении текут
  • К бассейну какого океана относятся эти реки
  • Правые и левые притоки
  • Водосборный бассейн рек Амазонка и Нил
  • Характер течения рек Амазонка и Нил (горная или равнинная) и доказать свою точку зрения
  • Используя физическую карту России в атласе (с. 16-17) определить
  • 1.Исток и устье рек Волга, Обь, Лена
  • 2.В каком направлении они текут
  • 3.К бассейну какого моря/океана относятся
  • 4.Перечислите правые и левые притоки указанных рек (строго по карте в атласе)
  • 5. Назовите территории, которые будут являться водосборными бассейнами рек
  • 6.Какая форма рельефа  будет являться водоразделом рек Обь и Печора, Енисей и Лена
  • 7. Что общего у рек в их течении. Свой ответ обоснуйте.
  • 8. Тип питания рек Волга, Амур
  • 9. Охарактеризуйте режим одной из рек России (в какое время года на реке бывает паводок, половодье, межень, ледостав, ледоход)

***************************************************************************

Проверочные работы по изученным в 1 четверти темам 

- "Масштаб плана и карты" -  https://onlinetestpad.com/u7r4yxtcyaapa

- "Ориентирование. Азиут" -  https://onlinetestpad.com/drz7lf2pdvoh6

- "Географические координаты" - https://onlinetestpad.com/etzbv5zgagecw

Тема "Географические координаты" (задание для ребят, отсутствовавших на уроке и на период болезни учителя)

1. Посмотреть видео-урок (по ссылке)

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1633583954820557-17275288081790779645-sas2-0431-sas-l7-balancer-8080-BAL-9348&wiz_type=vital&filmId=6268080631768958398&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dl53pSyIyKxk


2. Изучить алгоритм определения географических координат (широты и долготы) и примеры - см ниже 2.1. и 2.2.

2.1. Алгоритм определения географической широты объекта:

1. Найти на карте линию экватора (начало отсчета географической широты)

2. Определить, в каком полушарии находится нужный объект относительно экватора (в северном или южном) и установить какую широту будет иметь объект (северную или южную).

3. Определить, на какой параллели или между какими параллелями  расположен нужный объект (величина параллелей указана на внешнем краю карты, т.е. сбоку карты). Если объект находится между параллелями, тогда проведите перпендикуляр от объекта на внешний край карты, но не по прямой, а  строго параллельно ближайшей  параллели (иначе  неправильно определите показатель широты). Помните, что прямая параллель - это экватор, все остальные имеют дугообразную форму.

Если объект расположен между параллелями, для точного определения его широты используйте деления-указатели между параллелями на кромке карты. Между двумя ближайшими параллелями расстояние разделено на 5 равных частей. Если расстояния между двумя ближайшими параллелями равно 10 градусам (т.е. параллели проведены через 10 градусов - 0, 10, 20, 30 и т.д.), то 10 : 5=2 градуса, т.е. одно маленькое деление на карте будет равно 2 градусам, а его половина будет равна 1 градусу.


4. Определить и записать географическую широту объекта.

ПРИМЕР: Используя  физическую карту полушарий ( в ваших атласах - физическая карта мира), определить географическую широту вулкана Килиманджаро.

Определяем широту, используя алгоритм (обязательно работайте по своей карте полушарий, находите все, о чем говорится в примере!!!)

1-2. Вулкан Килиманджаро расположен на материке Африка, немного  южнее экватора, т.е. в южном полушарии. Значит широта будет южная (ю.ш.)

3. Вулкан (а именно условный знак, обозначающий вулканы, а не само название и высота) расположен между параллелями 0 градусов и 10 градусов, но ближе к экватору, т.е. к нулю. Опускаю перпендикуляр от обозначения вулкана на край карты и вижу, что проведенная мной линия пересекает одно целое деление, расположенное первым  между параллелями 0 и 10 градусов, а это 2 градуса. 

4. Значит широта  вулкана Килиманджаро будет равна 2 градусам южной широты, 2 градуса ю.ш.

2.2. Алгоритм определения географической долготы объекта аналогичен определению географической широты. Только в этом случае:

1. Находим нулевой (начальный, гринвичский) меридиан (работайте с картой!!!). Все величины меридианов подписаны на линии экватора.

2. Определяем, в каком полушарии (относительно нулевого меридиана) находится объект - западном или восточном. Устанавливаем, какую долготу будет иметь объект - западную (з.д.) или восточную (в.д.)

3. Определяем, на каком меридиане или между какими меридианами находится объект. Если объект расположен между обозначенными  меридианами, то следует  расстояние между обозначениями величины меридианов на экваторе аккуратно карандашом разделить на 5 равных частей, а затем от точки объекта опустить перпендикуляр на экватор, но линию проводить строго параллельно ближайшему меридиану (делений, как у параллелей, в данном случае нет). Помните, что прямой линией проведен только меридиан по центру карты, все остальные имеют дугообразную форму, и чем дальше от центра карты, тем больший изгиб они имеют.

4. Определить и записать географическую долготу объекта.

ПРИМЕР: Определить географическую долготу вулкана Килиманджаро (работайте с картой!!!).

Определяем долготу, используя алгоритм.

1- 2. Вулкан Килиманджаро (знак, его обозначающий) расположен на материке Африка, восточнее нулевого меридиана. Значит он находится в восточном полушарии и имеет восточную долготу (в.д.)

3. Вулкан Килиманджаро находится между меридианами 30 и 40 градусов в.д.,  ближе к 40 (величины меридианов подписаны на экваторе!!!). Опустим перпендикуляр от знака вулкана на зкватор, линия пересекла экватор на четвертом отрезке (помним, что 1 полный отрезок будет  равен 2 градусам, т.к. между меридианами 10 градусов, отрезков 5, значит, 10 : 5=2 градуса), а 4 х 2=8.

4. Определяю долготу вулкана Килиманджаро:  30 градусов+8 градусов = 38 градусов в.д. (т.е. от нулевого меридиана мы прошли полные 30 градусов и еще 8).

Таким образом мы определили географические координаты вулкана Килиманджаро. Правильная запись будет выглядеть так: вулкан Килиманджаро (2 градуса ю.ш., 38 градусов в.д.)

3. Используя физическую карту полушарий и физическую карту России (обратите внимание на градусную сетку карты России, вспомните особенность конической проекции карт) в атласе самостоятельно попробуйте 

3.1. определить координаты городов Мехико, Токио и Москва 

3.2. по координатам определить географический объект: 1) 30 с.ш. , 30 в.д.; 2) 32 ю.ш., 71 з.д. 3) 57 с.ш. и 39 в.д.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ

Определение расстояний с помощью градусной сетки по широте

 1. Определить долготу данных объектов 

2. Определить расстояние между объектами в градусах: 

2.1. Из большей долготы вычесть меньшую, если объекты находятся в одном полушарии: или только в западном, или только в восточном 

 2.2. Сложить показатели долготы, если объекты расположены в разных полушариях - один в западном, а другой в восточном

 3. Определить расстояние между объектами в километрах (умножить полученное расстояние между объектами в градусах на величину 1 градуса ближайшей параллели к данным объектам). Показатель величины 1 градуса параллелей в километрах дан в атласе 5-6 класса внизу справа на странице физической карты полушарий (с. 6-7).

 

 Определение расстояний с помощью градусной сетки по долготе

  1. Определить широту данных объектов

  2. Определить расстояние между объектами в градусах:

 2.1. Из большей широты вычесть меньшую - если объекты находятся в одном полушарии: или в северном, или в южном.

  2.2. Сложить показатели широты объектов, если они расположены в разных полушариях - один в северном, другой в южном.

 3. Определить расстояние между объектами в километрах (умножить полученное расстояние между объектами в градусах на показатель величины 1 градуса меридиана, т.е. на 111 км, т.к. протяжённость всех меридианов одинаковая)

********************************************************

Тренировочный вариант итоговой контрольной работы

Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
а) Пифагор;        б) Аристотель;    в) Пифей;            г) Эратосфен.
На русский язык слово «география» переводится как:
а) землеочертание;      в) земленачертание;
 б) землеописание;        г) земленаписание.

Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности:
а) глобус;  б) географическая карта;   в) план;         г) аэрофотоснимок.

Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании:
а) рисунка земной поверхности;
 б) фотографии, сделанной с поверхности Земли;
 в) космического снимка;
 г) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома.

Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?

а) Ю            б) ЗВ       в) СЗ         г) ЮВ.

Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?

а) Ю            б) СВ       в) СЗ         г) ЮС.

Следствием осевого вращения Земли является

а) смена времён года            в) смена дня и ночи
 б) смена погоды                             г) смена времени

По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за:
а) сутки;              б) месяц;              в) год;                  г) день.

Первое путешествие вокруг Африки совершили:
а) викинги; б) финикийцы;    в) древние греки;                   г) индусы.

Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является
а) Марко Поло; б) Афанасий Никитин; в) Васко да Гама; г) Хр.Колумб.

Река, ручей, озеро, море входят в состав:
а) атмосферы;     в) биосферы;
 б) гидросферы;   г) литосферы.

Какая группа объектов природы входит в состав литосферы?
 а) море, горы, равнины;
 б) горы, муравей, облака;
 в) возвышенность, горы, низменность;
 г) облако, родник, овраг.

Нижняя граница биосферы и географической оболочки проходит:
а) в атмосфере;   б) в гидросфере; в) в литосфере;   г) в мантии.

Верхняя граница биосферы и географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере;   в) литосфере;      г) мантии.

Расставьте материки Земли в порядке возрастания из площади:
а) Антарктида;
 б) Африка;
 в) Евразия;
 г) Австралия;

Расставьте океаны в порядке увеличения их площади:
а) Тихий;   б) индийский;  в) Северный Ледовитый; г) Атлантический.

Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории горной системой:    
1) Евразия                    а) Гималаи;
 2) Южная Америка;    б) Аппалачи;
 3) Северная Америка; в) Анды;
 4) Австралия;               г) Большой Водораздельный хребет.

Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
 а) компьютер;
 б) хлеб;
 в) песок;
 г) море;
 д) ручка;
 е) собака.

Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
 а) почва;
 б) телевизор;
 в) родник;
 г) портфель;
 д) дерево;
 е) одежда.

 Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Кто открыл Америку? 

  Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?

Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.

  Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:

  Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.

В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй — переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.

********************************************************





Как подготовить сообщение по географии

В древнем Риме жил знаменитый учитель красноречия - Марк Фабий Квинтилиан. Его труд "Наставление оратору" - самый полный учебник ораторского мастерства, дошедший до нас со времен античности. Для отыскания сведений о событии и объекте он рекомендовал задавать семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Эти вопросы являются эвристическими, они базируются на трех принципах:

1. Проблемности и оптимальности: благодаря четко поставленным вопросам сужается круг проблем.

2. Дробления информации: то есть деление задачи на подзадачи.

3. Целеполагания: каждый вопрос задает цель деятельности.

 Я рекомендую Вам при подготовке выступления придерживаться метода ключевых вопросов Квинтилиана и готовить выступления так, чтобы они содержали семь развернутых предложений – ответов на предложенные вопросы. Тогда выступления получаются короткими, четкими, интересными,  содержат только главные факты. А Вы сами научитесь отделять "зерна от плевел" - то есть перерабатывать информацию, отметать ненужное и находить важное.

ПАМЯТКА
для учащихся при подготовке выступлений по географии

1. Назови тему выступления.

2. Дай ответ на семь ключевых вопросов:Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

(Можно ограничиться семью развернутыми предложениями). Лучше не читать, а рассказывать! 

3. Если речь идет о географическом объекте (стране, реке, горе и т.п.), обязательно покажи его на карте.

4. Назови, откуда взял информацию (из Интернета или книги, энциклопедии)

5. Что тебе понравилось, удивило, заинтересовало или вызвало затруднение при подготовке выступления?

 *******************************************************

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЯСНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАЗНЫХ ПУНКТОВ

 Определение поясного времени 

  Земля поделена на 24 часовых пояса.  0 и 24 часовой  пояс - один и тот же. Часовые пояса на карте часовых поясов обозначены красными римскими цифрами. Каждый часовой пояс отличается от другого на 1 час или 15 градусов (360:24=15).  

1. Если пункт, для которого надо определить время, расположен восточнее данного, следовательно ко времени данного пункта прибавляем разницу во времени между данным и искомым пунктами.

2. Если необходимый пункт расположен западнее данного, тогда из времени данного пункта вычитаем разницу во времени между данным и искомым пунктами.

3. Для того, чтобы определить разницу во времени надо по карте часовых поясов найти в каком часовом поясе находятся данный и искомый пункты.

 Например: Определить время в Калининграде, если в Москве 10 часов. Для решения задачи надо:

 1. Правильно записать условие задачи (см тетрадь для работ в классе)

 2. Определить по карте, в каких часовых поясах находятся города: Москва - 2 ч.п., Калининград - 1 ч.п.

 3. Найти разницу во времени между городами: 2-1=1 час

 4. Определить время в Калининграде, рассуждая: Калининград расположен западнее Москвы, значит надо из времени Москвы вычесть разницу во времени между городами, т.е.  10 часов-1 час=9 часов. 

5. Записать ответ: в Калининграде 9 часов. 

Для удобства и простоты расчётов  для каждого часового пояса обозначена  разница во времени с 0 часовым поясом (на карте Мир. Поясное время) и разница во времени с Москвой (на карте Россия. Поясное время): +2, +5, +8 и т.д.